ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

по итогам специального заседания на тему:

«Полицейская реформа:  проблемы и перспективы гражданского участия»

 

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, заслушав доклад статс-секретаря, заместителя Министра внутренних дел С.П. Булавина, представителей других федеральных органов исполнительной власти, правозащитных и иных общественных организаций, а также экспертов, принимает настоящие Рекомендации.

 

1. Совет полагает целесообразным создать при Президенте России или Председателе Правительства России специальную Рабочую группу по разработке системы оценки эффективности деятельности органов полиции, (а также сотрудников, служащих полиции) с позиции оценки объема и качества оказываемых гражданам услуг в правоохранительной сфере и порядка проведения такой оценки.

 

 

Подготовить и провести эксперименты (пилотные проекты) по её апробированию в территориальных органах МВД России.

 

Поручить вышеуказанной Рабочей группе разработать предложения по созданию независимых организаций для рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия полиции с учетом существующего зарубежного опыта, а также по созданию банка данных экспертов - независимых оценщиков эффективности деятельности полиции (правоохранительных, государственных органов).

 

2. Совет предлагает совместно с МВД России разработать и принять Концепцию взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества. Принятие Концепции, в частности, позволит создать правовые, организационные, финансовые условия для расширения практики гражданского образования сотрудников полиции, сотрудников всех правоохранительных органов. Необходимо предоставить представителям общественных организаций возможность ознакомления с содержанием учебных курсов учебных заведений МВД России, имеющих отношение к обеспечению прав граждан в деятельности сотрудников. Принципиально важно создать механизм реального сотрудничества в указанной сфере.

 

3. Совет полагает необходимым разработать и принять Концепцию развития (возможно, пока более целесообразно только полиции, а не МВД в целом) с учетом как положительного, так и негативного опыта принятия законопроекта «О полиции».

 

Принципиально важно, чтобы в основу Концепции лег принцип реализации государственной функции по социально-правовому обслуживанию населения в сфере деятельности полиции. Именно этот принцип лежит в основе новой стратегии государственного управления, успешно реализуемой в зарубежных странах в последние десятилетия.

 

Такая стратегия предполагает, прежде всего, участие гражданского общества в определении социально значимой цели деятельности территориальных органов полиции, формировании и формулировании приоритетных задач и критериев оценки их деятельности, контроль за их деятельностью, включая общественный аудит за расходованием бюджетных средств.

 

4. Совет обращает внимание на то, что согласно ч. 4 ст. 50 Федерального закона «О полиции», «общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах».

 

В соответствии с положением указанной статьи следует внести изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2011 года № 1027 «Об утверждении положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» в части, устанавливающей порядок формирования Общественного совета и его компетенцию, как контролирующего органа, придав общественным советам всех уровней статус именно контролирующих органов, наделив их соответствующими, обособленными от контролируемых органов, полномочиями. Состав Общественного совета при МВД России должна утверждать Общественная палата РФ, а для региональных органов — соответствующие общественные палаты. Необходимо установить перечень нормативных актов и программ МВД, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете. В компетенцию Общественных советов должно войти паритетное с самим ведомством участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов.

 

Также необходимо предусмотреть законодательно закрепленную ответственность за воспрепятствование законной деятельности общественных советов и их членов по осуществлению общественного контроля.

 

5. Необходимо принятие специального федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации», где также следует прописать и вопросы, связанные с осуществлением общественного контроля за деятельностью полиции (ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О полиции» и другие принципиальные положения, связанные с осуществлением общественного контроля). Принятие такого закона в России (в отличие от стран с устоявшимися традициями общественного контроля) крайне необходимо. Закон не обязательно должен регулировать все конкретные сферы общественного контроля. Он должен иметь рамочный, структурообразующий характер. Но в нем должны быть заложены: цель общественного контроля, задачи, принципы, основные направления и формы, сфера регулирования, субъекты отношений общественного контроля, ответственность за нарушение законодательства об общественном контроле. На его основе уже можно будет вносить более конкретные изменения в существующие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов в части осуществления за ними общественного контроля.

 

6. Совет обращает внимание на то, что в п. 6 ст. 9 Федерального закона «О полиции» прописано положение о том, что: «Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».

 

Необходимо изложить указанную статью в следующей редакции: «Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции». Такая формулировка (при наличии политической воли руководства страны) позволит создать механизм независимой оценки деятельности МВД в целом и его отдельных подразделений, в основе которого будет заложен принцип приоритетности общественного мнения.

 

7. Совет напоминает, что п. 5 ст. 9 Федерального закона «О полиции» устанавливает, что: «Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет».

 

В контексте реализации статьи 8 данного Закона («Открытость и публичность») для граждан и общественных экспертов (специалистов) представляют большой интерес не только готовые результаты мониторинга, проведенного органами МВД, но и материалы, на основании которых подготовлены эти результаты (методика исследования, заполненные анкеты и т.д.). Но эти материалы являются закрытыми. Имеет смысл придать им публичный характер, поскольку это как раз и будет работать на повышение уровня общественного доверия и поддержки граждан.

 

По мнению Совета, следует внести такое дополнение в указанную статью: «Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга и материалы, на основании которых получены указанные результаты, включая файлы первичных данных опросов, регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет».

 

8. Совет предлагает МВД России с целью реализации положений ст. 8 и п. 5 ст. 9 Федерального закона «О полиции» предусмотреть включение в состав Экспертного совета по оценке деятельности органов внутренних дел представителей гражданского общества на паритетной основе с представителями МВД России.

 

9. Совет считает необходимым подготовить и издать Указ Президента Российской Федерации о правилах предоставления МВД России информации заинтересованным лицам, в котором бы предусматривалась ответственность за нарушение указанных правил. Подготовить необходимые изменения в законодательство, регулирующее указанную сферу правоотношений. Предусмотреть в Перечне предоставляемых МВД России госуслуг ответственность должностных лиц за их ненадлежащее предоставление гражданам.

 

10. Совет предлагает исключить из п. 4.3. Инструкции к Приказу МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов внутренних дел Российской Федерации» следующий пункт: «Для объективной инспекционной оценки деятельности территориального органа МВД при подготовке заключения рассматриваются следующие факторы:

 

…динамика основных показателей ведомственной оценки деятельности территориального органа МВД России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

 

МВД России, по мнению Совета, следовало бы издать приказ, запрещающий впредь сравнение показателей оценки эффективности деятельности МВД России (сотрудников, служащих МВД России) с аналогичным периодом прошлого года. Данное сравнение может использоваться при анализе статистических данных, но не в качестве оценки эффективности деятельности, служащей основанием для кадровых решений.

 

11. Совет рекомендует МВД России предусмотреть наличие в каждой дежурной части книги жалоб и предложений.

 

12. Совет рекомендует ввести в практику работы инспекций по личному составу полиции ведение накопительных дел по жалобам на сотрудников полиции для изучения взаимосвязи жалоб от различных лиц в целях выявления наиболее типичных нарушений, а также признаков преднамеренной дезинформации.

 

13. Совет считает необходимым обеспечить электронную регистрацию не только сообщений и рапортов о происшествиях, но и о лицах, доставляемых в полицию, с целью исключения фальсификации информации.

 

14. Совет обращает внимание Министерства внутренних дел РФ на необходимость безотлагательно обеспечить нагрудными знаками всех сотрудников полиции в соответствии с приказом МВД России от 22 июля 2011 г. № 868.

 

Министерство должно в срочном порядке утвердить образец бейджа сотрудника полиции, обеспечивающего правопорядок в общественных местах, с исчерпывающими данными о прохождении им службы и ввести дисциплинарную ответственность за отсутствие нагрудного знака и бейджа у сотрудника полиции, несущего службу в общественном месте.

 

15. Совет считает важным, чтобы Министерство внутренних дел РФ утвердило приказом порядок предоставления права на телефонный разговор для задержанных, внесло соответствующие изменения в форму протокола о задержании.

 

16. По мнению Совета, Министерство внутренних дел РФ призвано обеспечить неукоснительное выполнение всеми сотрудниками полиции обязанности информировать задержанных об их правах и обязанностях.

 

17. Совет рекомендует Министерству внутренних дел РФ в целях достижения открытости, полноты и ясности для граждан информации, предоставляемой органами полиции:

 

- провести инвентаризацию стендов и других носителей информации об отделах полиции, разработать и утвердить стандарты их содержания и размещения, обеспечивающие доступность и информативность сведений в зависимости от специфики территории;

 

- обеспечить комплекс мероприятий по обеспечению доступа в отделы полиции людей с ограниченными возможностями и предоставлению интересующей их информации;

 

 

Настоящие Рекомендации приняты на специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 10 апреля 2012 г. и одобрены путем заочного голосования.

 

 

Председатель Совета М. Федотов